Система охлаждения автомобиля
Наверное, все видели машину, стоящую на обочине дороги с открытым капотом и поднимающимися облаками пара. Прежде чем объяснять, в чем заключаются неисправности системы охлаждения, стоит обратить внимание на идею использования этой системы в двигателе внутреннего сгорания.
Двигатель отлично работает в строго определенных термодинамических условиях (температура охлаждающей жидкости примерно 90-110 градусов Цельсия).
Это касается не только дизельной версии, зажигание которой при более низких температурах должно поддерживаться свечами накаливания за счет дополнительного обогрева камеры сгорания, но и бензиновой версии. Двигатель внутреннего сгорания - как дизельный, так и бензиновый - сжигает идеально созданную топливно-воздушную смесь только при определенной температуре. Если температура, при которой происходит сгорание, слишком низкая, то подается больше, топливо сгорает не полностью, выделяются вредные соединения, и, кроме того, несгоревшие частицы топлива стекают по поверхности цилиндра и смешиваются с маслом, снижая его качества.
Если температура слишком высока, происходит самовозгорание, то есть начинается неконтролируемое воспламенение, и проблема заключается в разжижении масла при повышении температуры и, как следствие, ухудшении смазки. В крайних случаях слишком высокая рабочая температура узла поршень / цилиндр может привести к чрезмерному тепловому расширению поршня, которое обычно заканчивается заеданием.
Отсюда следует, что лучше позаботиться об эффективной системе охлаждения, особенно при покупке подержанного автомобиля. Система охлаждения - это система воздуховодов двигателя, насос охлаждающей жидкости, приводной клиновой / поликлиновой ремень, термостат, радиатор и вентилятор. Охлаждающая жидкость, поток которой нагнетается жидкостным насосом, приводимым от коленчатого вала, после выхода из каналов двигателя перетекает в камеру термостатического клапана и возвращается в двигатель или двигается в охладитель (так называемая большая циркуляция).
Самая распространенная и легко устранимая неисправность перегрева двигателя - это неисправность термостата. Когда он выходит из строя, свободный поток к радиатору блокируется, и радиатор не используется в полной мере. Однако зачастую двигатель с эффективным термостатом все равно становится слишком горячим. В этом случае обычно причиной неисправности является помпа - ременная передача.
В автомобилях мы можем найти два типа ремней: клиновые (в старых автомобилях) и поликлиновые (современные решения).
Первый имеет трапециевидное поперечное сечение, и его работа осуществляется за счет фрикционного контакта боковых стенок, контактирующих со шкивами.
В настоящее время чаще применяется поликлиновой ремень, что позволяет более эффективно работать. В отличие от классического клинового ремня, он работает, прилегая к шкивам всей своей поверхностью, а не только боковой поверхностью.
Независимо от типа ремня, используемого в автомобиле, из-за воздействия высоких нагрузок, возникающих в результате работы приводного устройства, ремни подвержены износу. Поэтому их следует регулярно проверять и заменять в соответствии с интервалами, рекомендованными производителем транспортного средства. Замена особенно важна в подержанном автомобиле, когда возникают сомнения относительно пробега и замены компонентов.
Для правильной работы ремни всех типов должны быть предварительно натянуты. Правильно натянутый ремень должен прогибаться на 5-15 мм. Большинство поликлиновых ремней оснащено автоматическими натяжителями для поддержания надлежащего натяжения. Однако натяжители не вечны и тоже требуют периодической замены.
В случае клинового ремня правильное натяжение должно быть установлено вручную, что можно сделать самостоятельно без каких-либо проблем. Однако для сложных систем с клиновыми ремнями обратитесь к механику. Если вы сделаете это неправильно и небрежно, без должной оценки технического качества взаимодействующих элементов, вы можете не только быстрее повредить ремень, но и повредить другие компоненты.
Второй элемент этой пары - насос охлаждающей жидкости - это элемент, который заменяют примерно через 100–150 тыс. км. пробега. Важно отметить, что заменить насос вынуждают не только видимые внешние повреждения. Проблема также в повреждении рабочего колеса из-за кавитации, которую, к сожалению, невозможно увидеть, не сняв насос. Частая и прозаическая причина чрезмерного нагрева двигателя.
Очень частой причиной отсутствия должного охлаждения также является повреждённый, а точнее грязный радиатор. Радиатор представляет собой систему труб, встроенных в верхнюю и нижнюю тарелки, по которым протекает охлаждающая жидкость между тарелками (жидкость из двигателя перетекает в верхнюю тарелку и течет обратно в нижнюю тарелку). Эти трубки вставлены в набор тонких, плотно расположенных пластин, благодаря чему можно увидеть практически однородную поверхность радиатора. Эти пластины увеличивают поверхность, через которую происходит теплообмен с окружающей средой. К сожалению, эксплуатация на плохой местности (пыль, грязь, листья, насекомые) означает, что поверхность ограничена грязью и часто отсутствует возможность воздушного потока. Поэтому в каждой купленной машине стоит проверить и, возможно, почистить внешние детали радиатора.