Система кондиционирования в салоне автомобиля – основы правильного обслуживания
Одним из незаменимых помощников водителя при долгих поездках в жаркую погоду является кондиционер. Без всяких сомнений, трудно представить комфортное вождение без этого элемента. Однако, как и любая другая деталь, система кондиционирования в автомобиле требует соответствующего ухода. Чтобы неисправности в работе кондиционера не превратили длительную поездку в испытание, следует придерживаться нескольких простых правил его эксплуатации и обслуживания.
Несколько слов об устройстве
Как ни странно, принцип работы автомобильной системы кондиционирования напоминает обычный бытовой холодильник. Данное сходство заключается в наличии некой герметичной системы, где по двухконтурной системе циркулирует хладагент (фреон) и компрессорное масло, которое смазывает все подвижные детали. Основной механизм работы кондиционера заключается в поглощении тепла фреоном во время перехода его из жидкости в газ, и отдавать его обратно. Все вышеописанное происходит с помощью компрессора, конденсора и испарителя.
Компрессор обеспечивает подачу газообразного фреона под высоким давлением в систему, что приводит к его нагреванию. Конденсор отвечает за охлаждение разогретого газа, благодаря чему он переходит в жидкое состояние. Что касается испарителя, то здесь фреон закипает, и начинает поглощать тепло из окружающего воздуха, охлаждая его с большой силой. По завершению цикла компрессор вновь наполняется газообразным фреоном, а холодный воздух подается вентилятором в салон автомобиля. Далее цикл повторяется вновь. Это базовое устройство работы используется не зависимо от того, как оборудован автомобиль, простым кондиционером или же современным климат-контролем.
Основные проблемы, возникающие в системе кондиционирования и как их устранить
Самая первая и частая ситуация, которая может постичь любого автовладельца, представляет собой утечку хладагента. Следует отметить, что утечка возможна даже при полностью исправном оборудовании, но она должна составлять не более 7-8% в год. Это происходит из-за физических свойств самого фреона, следовательно, необходимо примерно раз в 2 года (частота зависит от эксплуатации) добавлять его. В идеале – требуется полная откачка хладагента и его замена на новый. Другой причиной, которую можно решить только с помощью профессионального ремонта, является нарушение целостности трубок и емкостей автокондиционера. Это можно заподозрить самому, если на трубках, самом радиаторе или компрессоре заметны масляные подтеки или запотевание. Кроме этого, не будет лишним периодически (хотя бы раз в год) проверять прокладки в местах соединения трубок и шлангов, поскольку они могут терять герметичность. И лучше доверить эту процедуру специалистам.
Вторая частая проблема заключается в заклинивании компрессора. Причины данной неполадки различны: засорение, повышенное давление в системе из-за высокого содержания фреона, повреждения самого электрооборудования, разрывы проводов. В данном случае также следует провести квалифицированную диагностику и ремонт на СТО. Еще одна ситуация, влияющая на работу кондиционера – отсутствие использования в зимнее время. Дело в том, что при длительном «простое» оборудования отсутствует циркуляция компрессорного масла, следовательно, и смазка деталей, отсутствуют. Постепенно развивается внутренняя коррозия, и при дальнейшем запуске работа системы может быть нарушена вследствие сильного трения. Во избежание этого рекомендуется в целях профилактики хотя бы раз в неделю запускать кондиционер (желательно в теплом помещении). В противном случае с наступлением летнего периода лучше проверить техническое состояние кондиционера.
Следует сказать о необходимости «генеральной уборки» системы кондиционирования салона автомобиля. Необходимый минимум заключается в замене фильтра салона и противомикробной обработке испарителя специальными средствами, поскольку именно испаритель является благоприятным резервуаром для бактерий и грибков.
Таким образом, поддерживать автокондиционер в надлежащем состоянии не так уж и сложно, если придерживаться нескольких простых правил, и своевременно проводить техническое обслуживание оборудования.