Недостаточная и избыточная поворачиваемость. Как из этого безопасно выйти?
Занос - это стрессовый опыт не только для начинающих водителей, но и для тех, кто имеет многолетний опыт за рулем. Лучший способ справиться с этой проблемой - это профилактика. Однако не всегда удается избежать проскальзывания. Как с этим бороться?
Зимой водить машину труднее, чем летом. На это влияют меняющиеся погодные условия, с которыми нам приходится иметь дело. Мокрые или обледенелые поверхности - ловушка даже для профессиональных водителей. Однако не только скользкая поверхность определяет, будем ли автомобиль скользить. На это также влияет состояние шин и амортизаторов, скорость автомобиля и стиль вождения.
- Во-первых, профилактика или как не занести?
Безопасное вождение - это первое, о чем говорят опытные инструкторы. Тем не менее, на дорогах мода на такой стиль вождения встречает значительное сопротивление. Выходя на улицу зимой, следует прежде всего настроить скорость и технику вождения в соответствии со своими навыками и дорожными условиями. Не нужно забывать и о правильной подготовке машины к зиме. Будучи осторожным водителям, нужно наблюдать за дорожным покрытием. Есть, к примеру, так называемый черный лед - когда создается впечатление, что автомобиль движется по мокрой поверхности, но которая на самом деле покрыта тонким слоем льда. Нужно избегать торможения или резких поворотов рулевого колеса и начать плавно отпускать педаль газа.
- Чрезмерная поворачиваемость: как распознать?
Занос - это потеря тяги двумя или более колесами. В случае автомобилей различают недостаточную и избыточную поворачиваемость. Очень часто потеря управления автомобилем происходит на повороте дороги или при повороте. Имеется в виду избыточная поворачиваемость, когда задний мост теряет тягу. Если вы чувствуете, что он перевернулся во время поворота, это значит, что вы допустили избыточную поворачиваемость. Этот тип пробуксовки также может возникать при смене полосы движения, а причины могут быть найдены в плохом состоянии амортизаторов и слишком высокой скорости.
- Как выйти из заноса?
Первое, что нужно сделать, чтобы взять ситуацию под контроль, - это нажать на сцепление и «противодействовать», то есть повернуть руль в том направлении, в котором отбрасывается задняя часть автомобиля. Если при повороте возникает избыточная поворачиваемость, блокировка происходит при повороте в направлении, противоположном повороту. Однако делать это нужно с максимальной осторожностью. В результате колеса направляются в предполагаемом направлении движения, а добавление газа должно заставить автомобиль вернуться на правильную колею. Рефлексивное, резкое торможение без коррекции направления - худшее, что можно сделать! Автомобиль почти наверняка развернется вокруг своей оси и уйдет с дороги.
- Недостаточная поворачиваемость: как распознать?
Второй тип заноса - недостаточная поворачиваемость. Это происходит, когда передние колеса теряют сцепление с землей. Если автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо, значит, недостаточная поворачиваемость заносится. Чаще всего это вызвано слишком высокой скоростью при попытке пройти поворот.
Если вы заметили, что передняя часть автомобиля выходит за поворот дороги, не увеличивайте угол поворота рулевого колеса, так как это может ухудшить ситуацию. В случае заноса недостаточной поворачиваемости уберите ногу с дроссельной заслонки и осторожно распрямите колеса. Уменьшение угла поворота должно восстановить сцепление с дорогой. Позже можно снова затянуть поворот. На скользкой поверхности ни в коем случае нельзя нажимать на тормоз, так как это может заблокировать колеса переднего моста и продлить занос, увеличивая опасность.
- Как избежать заноса: автомобиль с АБС
Риск заноса резко возрастает на скользкой дороге. Чтобы справиться с этим, важно знать свою машину и правила обращения с ней. Торможение на скользкой поверхности на автомобиле, оборудованном системой ABS, будет выглядеть иначе, чем на автомобиле без этой системы.
При торможении в автомобилях, не оборудованных АБС, лучше всего работает импульсный метод торможения. О чем это? Выжмите педаль тормоза, а затем осторожно отпустите ее, не снимая ногу с тормоза. Повторяйте эту операцию, пока машина не остановится.
На автомобилях с АБС торможение на скользкой дороге будет совершенно другим. В таких автомобилях самый эффективный способ торможения - как можно быстрее и сильнее нажимать на педаль тормоза и удерживать ее, пока она не остановится.
- Резюме
– Ради вашей безопасности регулируйте скорость и технику вождения в соответствии со своими навыками и дорожными условиями.
– В случае избыточной поворачиваемости заблокируйте рулевое управление - поверните рулевое колесо в направлении выхода задней части автомобиля. Если возникает недостаточная поворачиваемость - уберите ногу с дроссельной заслонки и уменьшите угол поворота.
– Автомобиль без АБС более подвержен неконтролируемому заносу, потому что его колеса блокируются при сильном нажатии на педаль тормоза.
– На автомобилях без АБС включите импульсное торможение, нажав и отпустив педаль тормоза. На автомобилях с АБС полностью затяните тормоз и удерживайте его полностью.