Не подмажешь не поедешь
В свое время солидол был популярным среди смазочных масел общего пользования. Но по мере того как транспортные средства становились быстрее, он терял свое значение.
Масла типа «солидол» предназначенные, для тихоходных открытых узлов трения, характерных для старых моделей автомобилей. Основной недостаток таких смазочных масел - низкая верхняя температурная граница их использования (не больше 60-70′С). Это объясняется тем, что в состав входит вода (от 0, 5 до 5 процентов), которая выполняет роль стабилизатора структуры.
При нагревании такого смазочного масла выше критической точки вода испаряется, масло теряет свою «пластичность» и вытекает. Понятно, что использовать солидол для смазки узлов трения, температура которых превышает 70′ (подшипников водного насоса, генератора, ступиц колес и т. п.), просто недопустимо.
Однако, учитывая стойкость солидола к размыванию водой, его хорошие смазывающее и защитное свойства, можно использовать это смазочное масло для открытых и «негорячих» узлов трения (разные тяги, занавеса и т. п.).
Вообще же многоцелевые смазочные масла «Литол-24″ практически вытеснили солидолы. «Литол-24″ - мягкая мазь темно-желтого цвета с широким температурным диапазоном применения (от -40 к +120′С). Он имеет хорошую механическую и химическую стабильность, стойкий даже в кипящей воде и обеспечивает достаточно надежная защита металлических деталей от коррозии. Такой набор качеств разрешает применять «Литол-24″ для смазки практически всех узлов трения в автомобилях. Нужно обратить внимание владельцев машин старых моделей: если заводская инструкция рекомендует использовать смазочные масла 1-13, ЯНЗ-2 или солидол, можно смело применять вместо них «Литол-24″.
При этом, если узел трения промежуточный, промежуток времени к следующей смазке можно увеличить в 2-3 раза. Следует прибавить также, что во многих инструкциях по обслуживанию автомобилей периодичность замены смазочного масла «Литол-24″ явным образом заниженная. Например, для Вазовские модели рекомендованы менять его в подшипниках ступиц колес через 20 тысяч километров. Однако, как показал опыт, этот период можно увеличить по крайней мере вдвое. Наличие резерва здесь подтверждается ГАЗ, который в инструкции по эксплуатации модели ГАЗ-24 предусмотрел такое обслуживание через 60 тысяч километров пробега.
Прогрессивным направлением являются применения в отдельных узлах трения «вечных» смазочных масел, которые вообще не нуждаются в замене. К смазочным маслам такой группы принадлежат ЛСЦ-15, ШРУС-4, «Фиол-2У», № 158. ШРБ-4 и прочие.
Масло ЛСЦ-15 за своим составом близкое к «Литолу-24″. Оно содержит оксид цинка (повышает стойкость к окислению), предоставляет ему специфического белого цвета. Благодаря качественной адгезии к металлу, водостойкости и замечательным защитным свойствам ЛСЦ-15 рекомендуют применять для смазки разных шарниров, механизма дверей, соединений и т. п. ЛСЦ-15 и «Литол-24″ полностью взаимозаменяемые.
ШРУС-4 - это мазь серебристо-черного цвета. К ее составу входят разные добавки (дисульфид молибдена, химически активная присадка и прочие), которые обеспечивают высокие смазывающие свойства. Это особенно важно для тяжело нагруженных узлов трения. Основное назначение этого смазочного масла довольно узкое - смазка шарниров равных угловых скоростей автомобиля ВАЗ-2121 (»Нива»). Можно смазывать им и иглистые подшипники крестовин карданного вала.
«Фиол-2У» - также серебристо-черный и тоже используется для смазки иглистых подшипников автомобилей ВАЗ. В своем составе» Фі-Ол-2В», как и ШРУС-4, имеет дисульфид молибдена. Зная об этом, кое-кто из автомобилистов считает его универсальным. Это серьезная ошибка: известные случаи, когда замена «Литолу-24″ или ШРБ-4 смазочным маслом ШРУС-4 снижала ресурс работы узла.
Масло № 158 имеет характерный синий цвет, которого предоставляет ему фталоцианин меди. Используют N5 158 в основном для смазки подшипников автотракторного электрооборудования и иглистых подшипников крестовин карданных валов.
ШРБ-4 применяют для смазки шарниров управления автомобилей ВАЗ на заводе. Автолюбители знают, как быстро снашиваются эти шарниры, хотя завод гарантирует их роботу на протяжении 100 тысяч километров пробега. И это не вина смазочного масла. Низкий ресурс шарниров обусловлен прежде всего разрушением защитных резиновых чехлов, а итак, потерей узлом трения своей герметичности. ШРБ-4 имеет очень хорошую адгезию к металлу и водостойкость. Это смазочное масло инертное к резине, другие же могут ускорять износ резиновых чехлов, и без того недолговечных. И когда уже позарез нужно заменить ШРБ-4, возьмите для этого «Литол-24″ или ЛСЦ-15.
Кроме упомянутых смазочных масел, в некоторых узлах трения автомобилей применяются ДТ-1, «Фиол-1″, «Фиол-2″, КСБ, ЦИ-АТИМ-21, «Фарина», «Вутол», «Дитор» и прочие. Но поскольку эти узлы, как правило, неразборные автолюбителям не приходится иметь дело с теми смазочными маслами и останавливаться на них нет потребности.
Несколько слов о сроках и условиях хранения пластических смазочных масел. В большинстве случаев гарантийный срок хранения в герметичной таре - 1 год - явным образом заниженный. Фактически такие смазочные масла, если тара плотно закрыта, не теряют своих свойств, по меньшей мере 5 лет. Если при хранении смазочного масла в закрытой банке на его поверхности появилось небольшое количество масла, ничего страшного нет. Тщательно перемешайте такое смазочное масло - и оно готовое к применению.
И, в конце концов, последний совет: не пользуйтесь смазочным маслом, название и назначения которого вам неизвестны!