ГАЗ-24 «Волга» - любовь и ненависть, две стороны одной медали
Автомобиль «Волга» во многом был знаковым для отечественного автолюбителя, и спустя годы они вспоминают об этой машине только с теплотой. Однако, если объективно оценивать этот автомобиль, то у него были как явные плюсы, так и минусы.
Цена
До появления ВАЗ – 2121 «Нива», «Волга» был самым дорогим автомобилем. Ее начальная стоимость составляла более 9 000 советских рублей, при средней зарплате в 120 рублей. Но купить эту машину, считавшуюся верхом советского автомобилестроения, было не так просто. Ведь на руках ее стоимость превышала 20 000, а порой и 25 000 рублей! Сумма по тем временам фантастическая. Обусловлена она была тем, что автомобиль продавался не только частным лицам. Больше всего он поставлялся в государственные структуры, такие как МВД, такси, госучреждения, и как автотранспорт для чиновников рангом ниже, чем те, кому полагалась ГАЗ-13 «Чайка». Поэтому количество машин для личного владения было сильно ограничено. Однако такая высокая цена была и определенным плюсом. Например, часто работающие на БАМе получали «Волгу», оформляя ее на себя, после чего следовала перепродажа. А на вырученную сумму покупали «Жигули», оформленные уже на жену или детей. Либо просто оставляли деньги себе. Другим вариантом приобретения «Волги» была покупка б/у машины после использования в госструктурах. Обычно так продавали «убитый» экземпляр, который после приходилось еще доводить до ума не один год.
Мощность двигателя
Кроме того, что «Волга» была самой дорогой, престижной машиной, она к тому же была и самой мощной, 95 л.с. Однако мощность эта была по большей части лишняя. Так, для автомобиля партийного аппарата высокие скоростные характеристики были лишними. Для частного владения мощность приводила к повышенному расходу бензина, причем 93-го. А он в середине 80-х уже стоил порядка 40 копеек за литр. Да и на автозаправке вне крупных городов 93-ый был дефицитным. Поэтому частники, как правило, вставляли прокладки в ГБЦ, которая снижала мощность двигателя, переводя его на 76-ый. А этот бензин уже легко можно было купить у водителей грузовиков за полцены.
Простор
А вот что оставалось неоспоримым преимуществом, так это комфорт посадки и пространство для пассажиров. Ведь изначально автомобиль проектировался для элиты средней и низшей категории. Поэтому на задних местах было настолько просторно, что даже у объемного пассажира коленки не упирались в передние сиденья. Как говорилось в фильме «Мужики» - «будешь ты начальник, толстый и важный». Кстати говоря о начальниках. Они о просторе задних сидений знали лишь понаслышке, так как предпочитали садиться спереди возле водителя. В другом советском фильме по этому поводу остроумно заметили «Начальство должно сидеть сзади, но наши министры об этом не догадываются».
Плавный ход
В советском автопроме при создании автомобилей такого высокого класса для примера брали, как правило, американский автопром. Эта привычка осталась еще со времен И.В.Сталина, который, как известно, был фанатом американских машин. Отсюда у «Волги» и плавность хода, которая просто укачивала, и длинный ход руля. Ведь от одного крайнего положения руля до другого требовалось 4,5 полных оборотов рулевой колонки. Что вполне соответствует моде тех лет в американских машинах. Однако использование передней подвески со множеством элементов, ранее устанавливаемой на ГАЗ-21, делало ее крайне проблематичной в обслуживании. В ту пору ходила байка, гласящая, что опытный владелец «Волги» может перебрать переднюю подвеску даже в деловом костюме, не запачкавшись при этом.
Престижность
Да, владеть такой машиной было сродни владению самолетом. Даже работать на ней водителем высокого начальства считалось практически верхом карьеры для водителя. Большая, просторная, с плавным ходом и с двигателем высокой мощности – о таком можно было только мечтать. Однако время шло, на смену классическим, заднеприводным машинам пришли с передним приводом, с лучшей управляемостью и с более современным дизайном. На их фоне ГАЗ – 24 уже казалась архаизмом, хотя цена на нее оставалась стабильно высокой.