Эксплуатация автомобиля с АКПП
Безусловно, управлять транспортным средством, оборудованным АКПП, значительно легче, чем автомобилем с "механикой", однако здесь имеются и свои хитрости. Об особенностях автоматической трансмиссии - статья ниже.
Правильное управление
Стоит отметить, что АКПП более чувствительна к низким температурам, чем "механика", а потому сначала нужно завести и прогреть двигатель. В противном случае, агрегат может не переключаться на высшие передачи.
Двигатель заводится при селекторе в положении "P" ("парковка") и оставляется на несколько минут, пока разогреется трансмиссионная жидкость. Только после этого можно приводить автомобиль в движение: нажимается педаль тормоза, селектор переключается в режим "D" ("движение") и затем педаль отпускается.
В отличие от "механики", плавное трогание с места обеспечивает специальный механизм - гидротрансформатор, и участие водителя здесь не нужно. Потому автовладельцы, привыкшие к МКПП, часто совершают ошибку в момент старта: отпускают тормозную педаль постепенно, как бы симулируя плавное включение сцепления, а это неправильно.
В обоих видах КПП присутствует рычаг переключения, только в АКПП он называется селектором и позволяет выбрать нужный режим работы. Основных режимов всего четыре, хотя разные марки и модели автомобилей имеют разные конструкционные особенности, а значит, могут присутствовать и дополнительные режимы.
"P" - режим парковки, при котором фиксируется выходной вал коробки передач. Применяется во время длительной стоянки, по действию напоминает "ручник", но никак не связан со стояночным тормозом. Для использования на уклонах блокировка внутри АКПП не достаточна, поскольку фиксаторы вала могут не выдержать массы автомобиля и сломаться.
"D" - режим движения. Основной режим, в котором находится транспортное средство во время работы, скорости при этом переключаются автоматически. Существуют режимы "L", "1", "2", ограничивающие переключение 1-ой или 1-2 скоростью (диапазон пониженных передач).
"R" - задний ход. Переводить селектор в это положение, как и в режим "P", разрешается только после полной остановки автомобиля.
"N" - нейтральный режим, когда скорости не переключаются. Применяется во время недолгой стоянки и при буксировке на небольшие расстояния.
Правильный уход
Автоматическая коробка передач - самый сложный узел автомобиля. При выходе его из строя придется выложить круглую сумму, потому лучше своевременно ухаживать за механизмом, чем работать потом на автосервис. Первым врагом АКПП специалисты считают перегрев. Высокие температуры сокращают срок службы устройства, приводят к деформации уплотнителей и протеканию масла. Вывод: лишний раз перегружать такую машину не стоит.
Самостоятельное техобслуживание сводится к контролю за качеством и количеством масла. В отличие от "механики", трансмиссионную жидкость в АКПП нужно менять раз в год, или через 30-40 тыс. км пробега. Что касается количества масла, оно должно быть строго определенным. Ниже нормы - пробуксовка и перегрев гидротрансформатора, выше отметки - вспенивание и выход агрегата из строя.
Потому доливать масло "про запас" не стоит. Проверяется уровень жидкости элементарно: нужно проехать несколько километров для прогрева, затем достать щуп из гнезда, тщательно протереть, установить на место и снова извлечь. Маслянистый отпечаток покажет реальное наполнение картера.
Что касается качества масла, оно должно быть прозрачным, красноватого оттенка, без посторонних примесей и частиц, а также не иметь выраженного запаха. Если жидкость слегка потемнела, ее нужно заменить. А вот насыщенный коричневый цвет и горелый запах - повод обратиться на СТО, поскольку это говорит о ненормальном трении деталей.
Правильная эксплуатация
Автоматическая трансмиссия гораздо сложнее и капризнее механической, а потому нуждается в более бережном обращении. И если "нокаутировать" МКПП практически нереально, то вывести из строя АКПП можно одним неверным или рискованным действием. Чтобы этого избежать, надо знать и учитывать особенности эксплуатации "автомата".
Уже говорилось, что нельзя переводить селектор в режим "P" или "R", если транспортное средство находится в движении. Современные модели блокируют такое переключение, более старые допускают перемещение рычага. Правда, результаты могут оказаться плачевными: в лучшем случае автомобиль заглохнет, в худшем - КПП выйдет из строя.
АКПП имеют функцию, называемую кик-даун. Это моментальное ускорение автомобиля при сильном нажатии на педаль газа, когда принудительно включается понижающая передача и резко возрастают обороты двигателя. Функция полезна во время обгона, но злоупотреблять ею не стоит: она заметно сокращает "жизнь" коробки передач.
АКПП не любит грязи и плохих дорог. Буксовать на таком авто не желательно, дабы избежать перегрева механизма. И тем более не стоит выбираться из месива движениями вперед-назад - можно повредить трансмиссию. Лучше попросить о помощи, но если другого выхода нет, то нужно подгадывать переключение и моменты относительной неподвижности (нахождение в "мертвой точке").
Правильная буксировка
Многие водители считают, что таким автомобилям буксировка противопоказана - опять же, рискует перегреться коробка передач. Но этого не произойдет, если соблюдать несколько простых правил: работающий двигатель; нейтральный режим АКПП; скорость не выше 40 км/ч; расстояние не больше 25-40 км. Возможно, придется останавливаться и время от времени остужать коробку передач.
Кстати, буксировать таким образом можно только автомобили с приводом на одну ось. Если же все колеса ведущие, то придется вызывать эвакуатор. При этом загружаться на платформу целиком не обязательно: одна ось может перемещаться по земле, только привод на нее нужно предварительно отключить. Кстати, с одноприводными транспортными средствами можно поступать аналогично - загружать на эвакуатор только ведущие колеса.