Аквапланирование: что это такое и как его избежать
При движении по мокрой дороге на высокой скорости между шиной и дорожным покрытием может образоваться клин воды. Шина теряет контакт с дорогой, и автомобиль больше не реагирует на рулевое управление. Это явление известно, как аквапланирование.
Что это такое
Аквапланирование может быть очень опасным, но оно возникает только в том случае, когда на дорожном покрытии много воды, как правило в следствии дождя. Бывает, что трение шин при этом (и, следовательно, сцепление с дорогой) снижается, и возникает реальный риск потери контроля над транспортным средством.
Термин, обозначающий скольжение по жидкости, происходит от английского «to aquaplane», и в дорожном секторе он часто используется для описания явления плавания транспортных средств по асфальтовому покрытию в присутствии воды.
Это внезапное явление, возникает в основном из-за постоянного накопления воды в небольших канавках протектора шины, которые в этих условиях больше не могут нормально отводить жидкость, собранную с поверхности дороги. То есть аквапланирование происходит, когда вода накапливается перед шинами быстрее, чем вес автомобиля может ее вытеснить. В результате давление воды проталкивается под шину, создавая тонкий слой воды между резиной и дорожным покрытием, который и приводит к потере сцепления с дорогой, что в свою очередь приводит к потере управлением. Но слишком мокрые шины - не единственная причина аквапланирования.
Причины
Аквапланирование обусловлено не только наличием воды на асфальте и шинах, но также состоянием автомобиля и поведением водителя.
Плохое обслуживание и привычка путешествовать со старыми и / или изношенными шинами, возможно, даже с неправильным давлением, являются одними из основных причин потери сцепления автомобиля с асфальтом.
Затем возникает вопрос о состоянии и типе подвески, а также о скорости и весе автомобиля: именно поэтому небольшой внедорожник хуже держит дорогу на мокрой дороге и на высокой скорости по сравнению с большими внедорожниками.
Дорожные условия также имеют большое значение, поскольку канавы и боковые откосы проезжей части могут резко ухудшить герметичность в случае сильных дождей. И последнее, но не менее важное: тип асфальта имеет решающее значение (независимо от того, дренирующий он или нет).
Рефлексы и поведение водителя также вступают в игру против явления аквапланирования, и всегда должны пытаться предотвратить проблему потенциальной потери управления, двигаясь с адекватной скоростью и поддерживая правильное безопасное расстояние.
Какие факторы способствуют аквапланированию
Скорость является самым большим фактором, потому что шины просто не успевают отвести воду до того, как они оторвутся от поверхности. Однако проблема не только в скорости. Другие переменные включают:
• Дизайн протектора. Некоторые рисунки протектора отводят воду более эффективно, чем другие.
• Размер шин. Площадь пятна контакта, то есть размер и форма поверхности шины, касающейся дороги, напрямую влияет на риск аквапланирования. Чем больше площадь поверхности, тем меньше риск.
• Глубина протектора. По мере износа шин их глубина уменьшается, оставляя меньше места для отвода воды.
• Давление в шинах. По разным причинам как недостаточно накачанные, так и чрезмерно накачанные шины могут увеличить риск.
• Глубина воды. Чем глубже вода, тем труднее шинам сохранять сцепление с дорогой.
• Состав воды. Такие факторы, как масло, грязь, соль и температура окружающей среды, могут влиять на плотность поверхностной воды.
• Трансмиссия автомобиля. В определенных условиях полно приводные автомобили более склонны к акваплану.
• Масса автомобиля. Чем легче автомобиль, тем выше вероятность аквапланирования.
Признаки аквапланирования:
- Когда ведущие колеса теряют сцепление с дорогой, увеличивается рост оборотов двигателя и скорость на спидометре.
• Автомобиль не реагирует на повороты руля.
• На повороте автомобиль будет дрейфовать к внешней стороне поворота. Если задние шины теряют сцепление с дорогой, автомобиль идет боком в занос. Если все четыре колеса сразу потеряют сцепление с дорогой, автомобиль будет скользить по прямой. Когда какая-либо из шин восстанавливает сцепление с дорогой, можно испытать внезапный рывок в любом направлении.
Меры предосторожности
Не всегда легко увидеть, насколько глубока лужа, поэтому нужно снижать скорость, если выпало много осадков.
Лужи обычно образуются на обочине дороги, по краю тротуара. Если идет дождь, необходимо переместить автомобиль к центру дороги или полосы.
Лучше двигаться по следам шин, оставленными впереди идущими машинами. Их шины уже вытеснили много поверхностной воды.
Почему электронные системы контроля устойчивости не предотвращают аквапланирование
Электронные системы контроля устойчивости работают только тогда, когда шины соприкасаются с дорогой. Хотя они могут помочь оправиться от заноса, как только шина восстановит сцепление с дорогой, но они не смогут предотвратить аквапланирование.
Важно: нельзя использовать круиз-контроль при движении по мокрой или обледенелой дороге.