Как правильно "прогревать" современный двигатель: мифы и реальность
Длительный запуск в холостом режиме на стоянке — распространённая ошибка среди владельцев легковых машин. Несмотря на популярность такого подхода, он не соответствует техническим нормам, установленным производителями.
Большинство моделей, оснащённых системами электронного управления впрыском и зажиганием, не требуют длительной неподвижной работы. В условиях умеренного климата достаточно 30–60 секунд после запуска. За это время происходит стабилизация оборотов, масло достигает верхней части головки блока, давление выравнивается.
Уровень вязкости смазки влияет на поведение агрегата в первые минуты после запуска. Для регионов с температурой ниже –20 °C рекомендуется использовать синтетические составы с индексом 0W–30 или 5W–30. Вязкость 0W гарантирует подачу к подшипникам уже через 3–5 секунд.
Минеральные масла при низких температурах теряют текучесть, что увеличивает риск задиров и сухого трения. Недостаточное давление в системе смазки приводит к повышенному износу шеек коленчатого вала. В зимних условиях запуск без предварительной прокрутки стартером на 2–3 секунды усугубляет проблему.
Уровень топлива влияет на работу системы обогащения смеси в момент старта. При низком остатке и отрицательной температуре датчики, отвечающие за регулировку подачи, могут передавать некорректные сигналы.
В результате — перерасход и нестабильная работа на холостом ходу. В ряде автомобилей с непосредственным впрыском при минусовой температуре и малом уровне бензина возможно ложное срабатывание лампы “Check Engine”.
Злоупотребление прогревом на месте провоцирует накопление конденсата в выхлопной системе. Особенно быстро это происходит при влажности выше 75 %. При запуске в гараже без вытяжки пары воды конденсируются на внутренних поверхностях.
Катализатор в таких условиях не достигает рабочей температуры 400–800 °C, что снижает эффективность нейтрализации. В двигателях с системой EGR (рециркуляции выхлопных газов) неэффективный прогрев способствует загрязнению впускного тракта, снижению производительности на оборотах до 2000 в минуту.
Прогрев в движении считается оптимальным. Производители, включая Toyota, Volkswagen и Hyundai, в руководствах указывают: после короткой стабилизации оборотов на стоянке можно начинать движение.
Рекомендуемая нагрузка — минимальная. Разгон до скорости свыше 60 км/ч допустим только после достижения температуры охлаждающей жидкости не ниже 75 °C. У большинства современных двигателей термостат начинает открываться при 88–92 °C, но этого показателя мотор достигает в среднем через 7–10 минут при равномерной нагрузке и температуре воздуха около 0 °C.
При использовании автоматических трансмиссий следует учитывать момент прогрева масла в гидротрансформаторе. При температуре ниже –15 °C переключения передач сопровождаются задержками. Полное прогревание ATF происходит не ранее чем через 10–12 км пути.
Производители трансмиссий ZF и Aisin не рекомендуют превышать 2500 об/мин в первые 5 км хода при отрицательных температурах. В случае с вариаторами задержки могут наблюдаться даже при –5 °C, особенно на моделях без теплообменников между системой охлаждения и редуктором.
Для турбированных модификаций важно избегать высоких оборотов в течение 5–7 минут после начала движения. При температурах ниже нуля масло в подшипниках турбокомпрессора не достигает полной циркуляции до момента выхода на рабочие параметры.
Увеличение давления наддува в первые минуты после старта чревато преждевременным износом уплотнений и ротора. В инструкции к двигателям TSI, Ecoboost, GDI указано: рекомендуется ограничивать обороты до 2500 до прогрева масла до 70 °C.
Современные моторы с алюминиевыми блоками и тонкостенными гильзами обладают высокой теплопроводностью. При этом разница температур между цилиндрами и головкой блока может достигать 20–25 °C.
Резкие изменения нагрузки провоцируют тепловое расширение, которое неравномерно сказывается на зазорах поршневой группы. Повторяющиеся циклы прогрева на месте без нагрузки нарушают термобаланс и повышают износ компрессионных колец.
Нагрев охлаждающей жидкости не всегда соответствует температуре масла. При стабильной работе без нагрузки жидкость прогревается до 90 °C за 5 минут, в то время как масло при этом может оставаться на уровне 40–50 °C.
Контроль осуществляется по разным датчикам, расположенным в магистрали радиатора и картере соответственно. Поэтому при достижении нормальных показаний по антифризу нельзя судить о полной готовности смазочной системы к нагрузке.
Использование систем дистанционного запуска требует соблюдения нормативов. В ПДД нет запрета на прогрев на стоянке, но в ряде регионов действуют местные ограничения. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых районах Московской области запрещена работа двигателя дольше 5 минут при неподвижном положении.
Кроме того, длительная работа системы отопления при малых оборотах увеличивает нагрузку на аккумулятор. При напряжении ниже 12.2 В блок управления может заблокировать повторный запуск.
Система вентиляции картера требует разогрева до достижения температуры 70–80 °C. Только после этого пары масла испаряются полностью, не образуя эмульсию под крышкой. Прогрев на стоянке не приводит к испарению влаги из картера, если двигатель не выходит на режим выше 2000 об/мин в течение 5–7 минут. В старых моторах с механическим клапаном PCV ситуация усугубляется при пробеге более 150 тыс. км.
В условиях зимнего климата рекомендуется использовать предпусковые нагреватели жидкостного типа, работающие от электросети. Их мощность составляет 1.5–2 кВт, а время выхода на нужный уровень — 20–40 минут.
При этом масло прогревается до 40–50 °C, охлаждающая жидкость — до 60–70 °C, что существенно снижает нагрузку на узлы при запуске. Электроподогрев также уменьшает время выхода на рабочий режим и позволяет сократить расход топлива на 10–15 % в первые километры.
С учётом этих данных, длительная работа силового агрегата без движения не только неэффективна, но и приводит к повышенному износу. Производители, такие как Renault, BMW, Mazda, прямо указывают в инструкциях, что движение следует начинать сразу после стабилизации оборотов. Лишь при температурах ниже –30 °C возможно применение укрытий моторного отсека или тепловых экранов, чтобы сохранить тепло до начала работы.



