Каталог товаров

Как правильно "прогревать" современный двигатель: мифы и реальность

Категории

Длительный запуск в холостом режиме на стоянке — распространённая ошибка среди владельцев легковых машин. Несмотря на популярность такого подхода, он не соответствует техническим нормам, установленным производителями.

Большинство моделей, оснащённых системами электронного управления впрыском и зажиганием, не требуют длительной неподвижной работы. В условиях умеренного климата достаточно 30–60 секунд после запуска. За это время происходит стабилизация оборотов, масло достигает верхней части головки блока, давление выравнивается.

Уровень вязкости смазки влияет на поведение агрегата в первые минуты после запуска. Для регионов с температурой ниже –20 °C рекомендуется использовать синтетические составы с индексом 0W–30 или 5W–30. Вязкость 0W гарантирует подачу к подшипникам уже через 3–5 секунд.

Минеральные масла при низких температурах теряют текучесть, что увеличивает риск задиров и сухого трения. Недостаточное давление в системе смазки приводит к повышенному износу шеек коленчатого вала. В зимних условиях запуск без предварительной прокрутки стартером на 2–3 секунды усугубляет проблему.

Уровень топлива влияет на работу системы обогащения смеси в момент старта. При низком остатке и отрицательной температуре датчики, отвечающие за регулировку подачи, могут передавать некорректные сигналы.

В результате — перерасход и нестабильная работа на холостом ходу. В ряде автомобилей с непосредственным впрыском при минусовой температуре и малом уровне бензина возможно ложное срабатывание лампы “Check Engine”.

Злоупотребление прогревом на месте провоцирует накопление конденсата в выхлопной системе. Особенно быстро это происходит при влажности выше 75 %. При запуске в гараже без вытяжки пары воды конденсируются на внутренних поверхностях.

Катализатор в таких условиях не достигает рабочей температуры 400–800 °C, что снижает эффективность нейтрализации. В двигателях с системой EGR (рециркуляции выхлопных газов) неэффективный прогрев способствует загрязнению впускного тракта, снижению производительности на оборотах до 2000 в минуту.

Прогрев в движении считается оптимальным. Производители, включая Toyota, Volkswagen и Hyundai, в руководствах указывают: после короткой стабилизации оборотов на стоянке можно начинать движение.

Рекомендуемая нагрузка — минимальная. Разгон до скорости свыше 60 км/ч допустим только после достижения температуры охлаждающей жидкости не ниже 75 °C. У большинства современных двигателей термостат начинает открываться при 88–92 °C, но этого показателя мотор достигает в среднем через 7–10 минут при равномерной нагрузке и температуре воздуха около 0 °C.

При использовании автоматических трансмиссий следует учитывать момент прогрева масла в гидротрансформаторе. При температуре ниже –15 °C переключения передач сопровождаются задержками. Полное прогревание ATF происходит не ранее чем через 10–12 км пути.

Производители трансмиссий ZF и Aisin не рекомендуют превышать 2500 об/мин в первые 5 км хода при отрицательных температурах. В случае с вариаторами задержки могут наблюдаться даже при –5 °C, особенно на моделях без теплообменников между системой охлаждения и редуктором.

Для турбированных модификаций важно избегать высоких оборотов в течение 5–7 минут после начала движения. При температурах ниже нуля масло в подшипниках турбокомпрессора не достигает полной циркуляции до момента выхода на рабочие параметры.

Увеличение давления наддува в первые минуты после старта чревато преждевременным износом уплотнений и ротора. В инструкции к двигателям TSI, Ecoboost, GDI указано: рекомендуется ограничивать обороты до 2500 до прогрева масла до 70 °C.

Современные моторы с алюминиевыми блоками и тонкостенными гильзами обладают высокой теплопроводностью. При этом разница температур между цилиндрами и головкой блока может достигать 20–25 °C.

Резкие изменения нагрузки провоцируют тепловое расширение, которое неравномерно сказывается на зазорах поршневой группы. Повторяющиеся циклы прогрева на месте без нагрузки нарушают термобаланс и повышают износ компрессионных колец.

Нагрев охлаждающей жидкости не всегда соответствует температуре масла. При стабильной работе без нагрузки жидкость прогревается до 90 °C за 5 минут, в то время как масло при этом может оставаться на уровне 40–50 °C.

Контроль осуществляется по разным датчикам, расположенным в магистрали радиатора и картере соответственно. Поэтому при достижении нормальных показаний по антифризу нельзя судить о полной готовности смазочной системы к нагрузке.

Использование систем дистанционного запуска требует соблюдения нормативов. В ПДД нет запрета на прогрев на стоянке, но в ряде регионов действуют местные ограничения. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых районах Московской области запрещена работа двигателя дольше 5 минут при неподвижном положении.

Кроме того, длительная работа системы отопления при малых оборотах увеличивает нагрузку на аккумулятор. При напряжении ниже 12.2 В блок управления может заблокировать повторный запуск.

Система вентиляции картера требует разогрева до достижения температуры 70–80 °C. Только после этого пары масла испаряются полностью, не образуя эмульсию под крышкой. Прогрев на стоянке не приводит к испарению влаги из картера, если двигатель не выходит на режим выше 2000 об/мин в течение 5–7 минут. В старых моторах с механическим клапаном PCV ситуация усугубляется при пробеге более 150 тыс. км.

В условиях зимнего климата рекомендуется использовать предпусковые нагреватели жидкостного типа, работающие от электросети. Их мощность составляет 1.5–2 кВт, а время выхода на нужный уровень — 20–40 минут.

При этом масло прогревается до 40–50 °C, охлаждающая жидкость — до 60–70 °C, что существенно снижает нагрузку на узлы при запуске. Электроподогрев также уменьшает время выхода на рабочий режим и позволяет сократить расход топлива на 10–15 % в первые километры.

С учётом этих данных, длительная работа силового агрегата без движения не только неэффективна, но и приводит к повышенному износу. Производители, такие как Renault, BMW, Mazda, прямо указывают в инструкциях, что движение следует начинать сразу после стабилизации оборотов. Лишь при температурах ниже –30 °C возможно применение укрытий моторного отсека или тепловых экранов, чтобы сохранить тепло до начала работы.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
Доставка по всей России
Доставка по всей России
14 дней на возврат товара
14 дней на возврат товара
Конкурентные цены
Конкурентные цены
Бонусы на повторный заказ
Бонусы на повторный заказ
detaligaz66.ru

Автозапчасти ГАЗ