Устройство и ремонт блока печки (радиатора отопителя)
Конструкция отопителя представляет собой компактный теплообменник, размещенный внутри салона, обычно за центральной консолью. Его сердцевина изготавливается из алюминиевого сплава, а трубки и пластины организованы так, чтобы максимально эффективно отдавать тепловую энергию от охлаждающей жидкости потоку воздуха, создаваемому вентилятором.
Типичная толщина изделия лежит в пределах 16-22 миллиметров, а габариты жестко привязаны к посадочному месту в корпусе системы обогрева и кондиционирования.
Стандартный срок службы этого узла при использовании качественного антифриза и исправной работе всей системы охлаждения может превышать десять лет. Основными причинами выхода из строя становятся электрохимическая коррозия из-за смешивания разных типов охлаждающих жидкостей или применение обычной воды, а также механические повреждения от вибраций.
Протечка проявляется характерным сладковатым запахом в салоне, запотеванием стекол изнутри и падением уровня жидкости в расширительном бачке.
Перед началом любых работ необходимо точно локализовать место утечки, что не всегда просто. Иногда помогает применение специальных ультрафиолетовых ламп вместе с флуоресцирующей добавкой, залитой в систему охлаждения.
Если повреждение небольшое и находится на алюминиевых деталях, существуют методы временной герметизации химическими составами, но они рассматриваются как крайняя мера для возможности доехать до сервиса. Постоянным решением всегда является замена теплообменника на новый.
Наиболее простой, но редкий с точки зрения конструкций автомобилей способ — это демонтаж через моторный отсек. В некоторых моделях, особенно с продольным расположением силового агрегата, разработчики предусматривают доступ к креплениям корпуса печки из подкапотного пространства.
Для этого потребуется снять несколько элементов вроде расширительного бачка, модуля управления двигателем или корпуса воздушного фильтра, чтобы получить пространство для маневра.
Гораздо чаще встречается ситуация, когда узел спрятан глубоко за торпедо, и его извлечение является одной из самых трудоемких операций в автомобильном ремонте. В таком варианте приходится разбирать значительную часть салонной обстановки.
Последовательность действий начинается с обязательного отключения минусовой клеммы аккумуляторной батареи, затем демонтируются элементы облицовки: панели тоннеля, декоративные накладки, блоки управления климатической установкой и магнитолой.
Следующим этапом будет аккуратный съем рулевого колеса, для которого потребуется динамометрический ключ, обычно с усилием от 30 до 50 Н·м на разных автомобилях. После этого откручивается и отводится в сторону комбинация приборов, освобождаются крепления самой центральной консоли.
Необходимо отсоединить все разъемы проводов, тросы привода заслонок и трубки системы кондиционирования, предварительно осушив контур у профессионалов со специальным оборудованием.
Только после этих манипуляций открывается доступ к корпусу климатического блока, который удерживается на месте несколькими винтами или скобами. Его также необходимо извлечь, что часто требует определенной сноровки из-за стесненных условий работы.
Корпус обычно состоит из двух половин, скрепленных пластиковыми защелками и саморезами, внутри которых и находится неисправный алюминиевый радиатор.
При сборке принципиально использовать новые уплотнительные элементы: резиновые прокладки боковых патрубков, часто имеющие квадратное сечение размером около 10 мм, и поролоновые ленты, обеспечивающие герметичность воздушных каналов. Патрубки системы охлаждения, изготовленные из силикона или этилен-пропиленового каучука, стоит заменить в сборе, а соединения стянуть качественными червячными хомутами с шагом зубца не более 2 миллиметров, избегая дешевых пластиковых аналогов.
После установки свежего теплообменника и обратной сборки всей конструкции критически значимой операцией становится правильное заполнение системы охлаждения. Нужно применять только рекомендованный производителем автомобиля тип антифриза, часто это составы на основе карбоксилатных технологий, и строго избегать образования воздушных пробок.
Для этого многие современные машины имеют специальные процедуры прокачки с помощью диагностического сканера, активирующего циркуляционный насос печки.
Общее время работ при полном разборе торпедо на переднеприводном автомобиле среднего класса может достигать 6-8 часов для опытного мастера, что необходимо учитывать при планировании ремонта. Стоимость оригинального радиатора отопителя варьируется в очень широких пределах, от 50 до 200 условных единиц, а его аналог от проверенного производителя запчастей нередко предлагает сопоставимое качество, но за меньшие деньги.
Качество выполненной работы сразу проявит себя равномерным и мощным потоком горячего воздуха при прогретом двигателе, отсутствием посторонних запахов и стабильным уровнем охлаждающей жидкости. Правильно проведенная замена этого элемента гарантирует комфорт в салоне на многие тысячи километров пробега, возвращая системе обогрева ее первоначальную эффективность и надежность, заложенную конструкторами.