Регулировка ручного тормоза на авто с тросовым приводом: пошаговая инструкция
Для машин с задними барабанными тормозами тросовый привод стояночного механизма часто идет напрямую к рычагам внутри тормозного щита. Системы с дисковыми механизмами имеют отдельный рычажный узел в суппорте или комбинированный привод.
Основное внимание при настройке уделяется степени натяжения и равномерности срабатывания. При использовании тросов длиной более 1,5 м обязательно наличие уравнителя, иначе торможение будет происходить с перекосом.
Перед настройкой нужно осмотреть трос на предмет заломов, трещин, следов обрыва оплетки. Изношенные элементы обязательно заменяются. Для работ понадобится торцовый ключ, плоская отвертка, длинногубцы и проникающая смазка.
Необходимо обеспечить свободный доступ к регулировочному механизму. В моделях с центральной гайкой она располагается под кожухом рычага, в некоторых вариантах – под днищем, возле уравнителя.
При наличии барабанных механизмов сначала подводятся колодки. Регулировка осуществляется через смотровое отверстие в щите или после снятия барабана. В случае с автоматическим регулятором его нужно вручную довести до момента, когда вращение колеса идет с легким зацепом.
После этого приступают к настройке длины тяги. Ослабленный трос приведет к запаздыванию срабатывания, а чрезмерное натяжение спровоцирует преждевременный износ фрикционных накладок и нагрев.
Натяжение проверяется по числу щелчков, слышимых при поднятии рукоятки. В большинстве машин допускается 4–6 фиксаций. Если при перемещении рычага более чем на 7 делений наблюдается слабое сопротивление, трос следует подтянуть. Регулировочная гайка вращается ключом до момента, когда тяга плотно прилегает, но не вызывает постоянного прижатия накладок к поверхности барабана или диска.
После регулировки рукоятку опускают, убеждаясь, что колесо вращается без усилия. Затем рычаг поднимается до полной фиксации, и производится повторная проверка – колесо должно быть заблокировано.
Для автомобилей с независимыми суппортами настройка проводится отдельно для каждой стороны. Регулировочные болты находятся на корпусе тормозного узла или около тросового наконечника.
На моделях с электроприводом стояночного механизма ручная настройка не требуется. В таких системах корректировка происходит автоматически при включении, однако диагностика хода рычага и натяжения троса все равно необходима в случае нестабильной работы.
В конструкции с уравнителем важно, чтобы тросы правой и левой стороны имели одинаковую длину и сопротивление. Если один из них тянется свободнее, тормозная сила будет распределяться неравномерно. При замене одного троса второй рекомендуется менять одновременно.
Для натяжки центральной гайки используется ключ на 13 или 14 мм, в зависимости от резьбы и конструкции крепления. Резьбовая часть должна быть очищена от загрязнений и обработана смазкой, особенно при длительной эксплуатации.
Если ручной тормоз не фиксирует машину на уклоне 16 % при полной загрузке, настройка считается неудовлетворительной. Согласно регламенту, усилие на рычаге должно обеспечивать неподвижность в течение 5 минут без перемещения.
В условиях зимней эксплуатации тросовая система должна сохранять подвижность при температуре до -30 °C, для этого используется оболочка с тефлоновой вставкой. При закисании троса необходимо его снять, очистить и обработать проникающим составом типа WD-40, после чего промазать графитной пастой.
Внутри салона рычаг может иметь пластиковую облицовку, фиксирующуюся на защелках. Для доступа к гайке крышку нужно аккуратно поддеть с обеих сторон и снять. Некоторые конструкции предусматривают резиновый чехол с выемкой для трещотки.
При регулировке важно соблюдать симметрию – левая и правая стороны должны срабатывать одновременно. Если одна сторона блокируется позже, проверяется уравнитель и положение троса в направляющих.
Частой причиной потери эффективности становится растяжение металлокордной оплетки. В случае, если трос вытянулся более чем на 3 мм по длине, дальнейшая корректировка теряет смысл – требуется замена. Усилие, прилагаемое к рычагу при полной фиксации, не должно превышать 300 Н. При большем значении возникает риск разрушения креплений или деформации кронштейнов.
Регулировку следует проводить при прогретых тормозных механизмах. После достижения рабочей температуры исключаются перекосы и зазоры, вызванные температурным расширением. В случае с задними дисковыми узлами с винтовым механизмом подведения поршня, настройка производится с помощью шестигранника, вращающего регулирующий винт до момента контакта. После этого поршень отводится на 1/3 оборота и фиксируется.
Для автомобилей с клиновой системой подведения колодок, настройка троса проводится после регулировки механического клина. Нарушение последовательности приводит к несогласованной работе элементов.
Если уравнитель установлен вне зоны доступа, потребуется подъемник или эстакада. Резьбовые соединения на направляющих необходимо обработать антикоррозийной пастой, чтобы предотвратить закисание в зимний период.
При установке нового троса допустимая остаточная длина свободного хода – не более 5 мм. Если превышено, тяга считается недостаточно натянутой. При замене необходимо ориентироваться на штатную длину изделия, указанную в каталоге производителя.
Отклонение более чем на 10 мм приводит к нештатной работе механизма. После каждой корректировки проводится повторный замер хода рычага, а также визуальная проверка свободного хода троса с обеих сторон.
Для повышения ресурса механизма не рекомендуется тянуть рычаг с чрезмерным усилием – достаточно остановки колес при пятом щелчке. В случае, если полное срабатывание достигается при первом щелчке, это указывает на чрезмерное натяжение.
С таким положением увеличивается нагрузка на суппорты и возникает перегрев. При правильной настройке рычаг перемещается плавно, без рывков и перекосов, а после отпускания возвращается в исходное положение под действием возвратных пружин.
Использование неподходящего по длине троса или несовместимых наконечников приводит к нестабильной работе. Важно использовать оригинальные детали или изделия с точным соответствием по резьбе, длине и сечению. Отклонение диаметра более чем на 0,2 мм вызывает заедание в направляющих.
В случае с моделями, у которых регулировочный механизм расположен под кузовом, требуется предварительная очистка площадки, чтобы исключить попадание грязи в резьбовые соединения. После завершения работ обязательна проверка фиксации всех резьбовых соединений и повторный контроль на ровной поверхности с уклоном не менее 12 %.



