Каталог товаров

Как определить, что сломался датчик положения распредвала?

Категории

При подозрении на некорректную работу двигателя одним из поводов для проверки становится сбой в подаче сигнала с элемента, фиксирующего положение распределительного вала. Этот элемент часто работает по принципу эффекта Холла или индукции.

В первом случае он реагирует на наличие металлического сектора, создавая импульс, во втором – образует ток при изменении магнитного поля. Он синхронизирует впрыск и зажигание, управляет изменяемыми фазами и влияет на эффективность работы.

В автомобилях, выпущенных после 2005 года, датчик чаще всего ставится на головке блока, рядом с верхней точкой кулачков. Для систем VVT его наличие критично, так как без этого сигнала блок управления не сможет регулировать фазы газораспределения.

Рабочее напряжение при диагностике вольтметром должно быть в пределах 4,5–5,2 В. Если при прокручивании стартером показатель остается статичным, нужно проверить цепь питания и массу.

Одним из признаков, на который стоит обратить внимание – трудный запуск при горячем моторе. Когда температура достигла 90 °C, а стартер прокручивает коленвал, но зажигание не происходит, стоит измерить сопротивление цепи.

Величина на контактах может колебаться от 600 до 1200 Ом, в зависимости от конструкции и производителя. При разрыве изоляции значение будет стремиться к бесконечности. Измерения проводятся мультиметром, щупы устанавливаются на разъеме без демонтажа детали.

Также возможно появление ошибки на панели приборов. Код P0340 или P0341 говорит об отсутствии сигнала или его некорректной форме. При этом двигатель может работать, но на повышенном расходе. ЭБУ переходит на резервные карты впрыска, которые не учитывают фазировку, и корректно отработать весь цикл сгорания уже не получится.

Это может отразиться на динамике – появляется провал при разгоне в диапазоне 2000–3000 об/мин. В случае с моторами с системой фазовращателя (VANOS, VVTi и прочими), блок управления не сможет вовремя сдвинуть фазу, и смесь будет обеднена или переобогащена.

Нестабильный холостой ход также может быть признаком отказа. Когда сигнал отсутствует, обороты могут «плавать» в пределах 100–300 об/мин. Такая ситуация часто сопровождается тряской кузова, особенно на «нейтрали».

Под нагрузкой, в режиме движения, проявление становится менее заметным, но экономичность резко падает. В ряде моделей, включая Mazda с серией моторов MZR, мотор вовсе может заглохнуть при включении передачи, если датчик не выдает корректный сигнал.

Для проверки цепи важно убедиться, что питание доходит до самого элемента. Для этого включается зажигание, после чего на контакт, отвечающий за «+», подается щуп, второй идет на массу. Если напряжение меньше 4,5 В, возможно окисление контактов или обрыв в жгуте. Также следует прозвонить сигнальную линию до блока управления, сопротивление не должно превышать 1,5 Ом.

Физический осмотр корпуса позволяет обнаружить трещины, следы влаги или перегрева. Контактная группа может иметь следы окисления, в этом случае желательно прочистить разъем, использовать специальный состав на диэлектрической основе, который не разрушает пластик.

Повторное подключение должно быть плотным, без люфта. Если соединение болтается, возможно появление кратковременного разрыва сигнала, особенно при вибрации на кочках или неровностях.

Некорректная работа этого элемента способна вызывать пропуски зажигания. В случае, когда цилиндры не получают искру в нужный момент, топливо вылетает в катализатор, создавая риски его разрушения. Поэтому при постоянных пропусках по цилиндрам 1 или 4 необходимо исключить отказ в этом узле, прежде чем менять свечи или катушку.

Существуют модификации, совмещенные с колесом синхронизации, которое фиксируется на валу болтом. При его ослаблении метка может сместиться, и сигнал будет запаздывать. В конструкции с цепным приводом это особенно критично, так как слабый натяжитель провоцирует проскальзывание звеньев, что влияет на фазировку.

Контроль положения выполняется с помощью осциллографа, где видно, насколько совпадает сигнал с положения коленвала и распределительного. В норме отклонение допускается не более 5°.

Если в режиме холостого хода при проверке сканером параметр «угол впрыска» постоянно смещен, это может быть результатом нестабильного сигнала. В случае с дизелем, где синхронизация критична, мотор не заведется вовсе. Для моделей с системой Common Rail, сбой приводит к аварийному режиму: обороты ограничиваются 2000–2500 об/мин, педаль газа частично блокируется.

Если в конструкции применен элемент с магнитным кольцом, его демагнетизация приводит к отсутствию импульса. Такое возможно после перегрева, попадания масла с присадками или чрезмерного загрязнения. Чистка поверхности с магнитным сердечником допустима только мягкой тканью, применение абразивов запрещено. В противном случае возможна размагниченность.

Срок службы зависит от условий эксплуатации и качества сборки. При езде в пыльных условиях, без штатного кожуха, вероятность выхода из строя повышается. Уровень вибрации и частые перепады температуры ускоряют деградацию. Рекомендуется проверять работоспособность каждые 30 тысяч км, особенно перед дальними поездками или при первом появлении признаков отказа.

Суммируя, надежную работу системы зажигания и корректную фазировку обеспечивает точный сигнал с датчика, который следует контролировать не только при явных сбоях, но и при появлении косвенных признаков, связанных с динамикой, запуском, оборотами и расходом.

Его неисправность проявляется в комплексе, и чтобы избежать серьезных последствий, достаточно замерить напряжение, проверить форму импульса, прозвонить цепь и убедиться в отсутствии механических дефектов. Такая последовательность действий позволяет быстро исключить или подтвердить отказ.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
Доставка по всей России
Доставка по всей России
14 дней на возврат товара
14 дней на возврат товара
Конкурентные цены
Конкурентные цены
Бонусы на повторный заказ
Бонусы на повторный заказ