Что делать, если автомобиль долго не эксплуатировался: советы по обслуживанию
Когда автомобиль стоит без движения длительное время, многие его системы могут прийти в негодность, если не принять меры по восстановлению их работоспособности.
Сначала следует оценить состояние аккумулятора. Он разряжается даже при полном отключении электрооборудования, а если машина стояла на холоде, это только усугубляет разряд.
Рекомендуется проверить напряжение с помощью мультиметра: в норме оно должно составлять 12,4–12,7 В. Если показатель ниже 12 В, зарядите батарею.
Иногда, после длительного простоя, аккумулятор может нуждаться в замене, если даже после зарядки он не держит напряжение.
Далее переходим к топливной системе. В бензобаке бензин или дизельное топливо со временем теряет свойства, а также может собраться конденсат, что приводит к образованию воды в системе. Если автомобиль стоял несколько месяцев, особенно при перепадах температуры, рекомендуется слить горючее, заменив его свежим, в противном случае возрастает риск повреждения двигателя или топливного насоса.
Для перекачки используется ручной насос или специальный шланг. Если автомобиль оснащен дизельным двигателем, стоит проверить фильтр, так как в нем могут накопиться загрязнения.
Еще одна часть, чувствительная к перерывам в эксплуатации – тормозная система. При простое тормозные диски и колодки подвержены коррозии, особенно при высокой влажности. Налет на дисках можно удалить при помощи чистящего спрея для тормозов или пройтись мелкой наждачной бумагой, если коррозия незначительная.
При запуске двигателя несколько раз плавно нажмите на педаль тормоза, чтобы убедиться в отсутствии заеданий. Важно также проверить уровень тормозной жидкости и при необходимости долить или заменить ее.
Далее подлежит реанимации система охлаждения, так как антифриз со временем может терять свои свойства, что приведет к перегреву. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в бачке и состояние радиатора. Для проверки можно воспользоваться тестером для антифриза, который измеряет плотность. Если жидкость мутная или слишком густая, следует заменить ее. Также осмотрите состояние шлангов и патрубков – они не должны быть треснутыми или жесткими на ощупь.
Теперь нужно проверить подвеску и колеса. При длительном нахождении автомобиля на одном месте колеса могут деформироваться. Рекомендуется осмотреть шины на предмет видимых дефектов: трещин, сжатий или неровностей.
Отрегулируйте давление в шинах: для легковых автомобилей норма обычно составляет 2–2,5 атмосферы, но точное значение следует смотреть в руководстве. Также нужно обратить внимание на амортизаторы, так как при длительном простое они могут потерять свою эффективность.
Необходимо уделить внимание двигателю. При первом запуске после простоя нужно дать мотору поработать на холостом ходу, чтобы масло равномерно распределилось по всем узлам. Перед этим следует проверить уровень масла, так как при длительном хранении оно может утратить свою вязкость и способность защищать детали от износа.
При необходимости замените масло и масляный фильтр. Вязкость масла подбирается в зависимости от рекомендаций производителя, и для умеренного климата обычно используется 5W-30 или 5W-40. Если мотор издает посторонние звуки, это может указывать на проблемы с гидрокомпенсаторами, которые могут "залипнуть" после простоя. В этом случае лучше обратиться к специалисту для диагностики.
Перед пуском мотора осмотрите электрическую систему автомобиля. Окисленные контакты и разъемы могут вызывать перебои в работе системы зажигания и других элементов. Рекомендуется использовать специальный очиститель для контактов или спирт для удаления налета.
Особое внимание стоит уделить свечам зажигания, если автомобиль оснащен бензиновым двигателем – в норме свечи должны иметь светлый налет, а если он черный или маслянистый, их лучше заменить.
Система вентиляции и кондиционирования также может нуждаться в обслуживании. При длительном простое в системе может образоваться неприятный запах из-за скопления конденсата и развития бактерий. Перед первым использованием кондиционера рекомендуется очистить вентиляционные каналы с помощью антибактериального спрея. Это также улучшит качество воздуха в салоне и снизит риск запотевания стекол. В некоторых случаях может потребоваться замена салонного фильтра, который отвечает за очистку воздуха от пыли и аллергенов.
Рекомендуется проверить и систему выхлопа, особенно если машина стояла в сыром месте. Влага может накапливаться в глушителе и других частях системы, что приводит к коррозии. Осмотрите трубу на наличие ржавчины и при необходимости замените поврежденные участки. Это не только продлит срок службы глушителя, но и снизит уровень вредных выбросов.
Проверьте работу дворников и стеклоомывателя. Резиновые части могут терять свою эластичность со временем, что приводит к их неэффективной работе. Если щетки стеклоочистителя оставляют разводы или издают скрип при движении, их следует заменить. Заполните бачок стеклоомывателя свежей жидкостью, особенно если в старой смеси были признаки осадка или запаха.